Как воспитать ребенка без чувства вины

10855732_galВ процессе воспитания взрослые постоянно указывают ребенку на ошибки, их осознание необходимо для психологического развития человека и его адаптации к жизни в обществе. Однако возникающее при этом чувство вины не способствует развитию, а лишь снижает уровень самооценки и делает ребенка несчастным. Как добиться, чтобы ваш малыш осознал свою неправоту, не чувствуя себя виноватым? Детский психоаналитик и писательница Клод Альмос предлагает несколько простых, но эффективных стратегий.

Ваши замечания  должны быть обоснованы

Замечание будет только тогда обоснованным, когда оно логически следует не из желания старшего наставника, а из общих для всех правил. Нельзя драться, воровать, если собираешься вернуться домой поздно — нужно предупредить… Это соблюдают и дети, и взрослые, такие правила необходимы для спокойной жизни в цивилизованном обществе. Осознавая и придерживаясь  общих для всех установок, ребенок ощущает единство с окружающими людьми, с миром взрослых.

Следует помнить: делая замечание, взрослый должен быть абсолютно уверен в его правомерности. Если он сомневается в своих словах, у ребенка нет оснований слушаться.

Объясняйте смысл своих просьб

Задача родителей – не только привить правила, но и объяснить, что без них жизнь среди людей невозможна, и за нарушение закона всегда нужно платить. Водителю, нарушившему правила дорожного движения, выписывают штраф. Нарушившего правила ребенка ждет наказание. И тот, и другой расплачиваются за сделанное. Чувство вины в этом контексте не возникает.

Объяснение, почему надо себя вести именно таким образом, должно быть логичным и понятным. Придержать дверь перед пожилым человеком требуется не затем, что это правильно или хорошо: в противном случае дверь ударит его, причинив боль. Или же, останавливая дверь, человек может упасть, выпустив из рук свою палочку … Даже для наиболее непослушных детей объяснение смысла просьбы намного повышает ее значимость, ведь мало кто готов следовать бессмысленным приказам. Зато если ребенок нарушил правила, осознавая последствия, он должен понимать справедливость наказания.

Используйте наглядные примеры, избегайте «эмоционального шантажа»

Объяснения всегда должны быть конкретными. Абстрактные категории «хорошо/плохо» неоднозначны и могут вызвать у ребенка недоумение: «Мама говорит, что плохо драться, а дедушка — воровать яблоки из соседского сада. Это одинаково плохо или нет?»

Не следует мотивировать малыша словами: «Ты ведь добрый мальчик!», поскольку здесь неявно присутствует негативный тезис: «Если не сделаешь по-моему, будешь злым». У ребенка появляется убеждение, что он плох по своей природе. Такие аргументы могут послужить почвой для развития невротического чувства вины. При воспитании важно разделять поступок и человека: следует отругать за украденную вещь, но нельзя называть вором. Наказывают не человека, а проступок.

Чувство вины может возникнуть и тогда, когда просьба объясняется исключительно эмоционально. «Поступай так, чтобы доставить мне удовольствие», — говорит взрослый, подразумевая: «Если сделаешь иначе, я буду несчастен».

Позвольте ребенку мыслить свободно

Можно провиниться в своих действиях, но нельзя быть виновным в своих мыслях или желаниях. Важно, чтобы ребенок понял: не надо бояться или стесняться мыслей, какими бы ужасными они ни были. В голову может прийти что угодно: это естественно и случается с каждым. Важен переход от мыслей к действиям. В цивилизованном обществе человек свободен в своих мыслях и может многое говорить, при этом делать может далеко не все.

Похожие записи

Дайте ребенку шанс быть собой!

Дайте ребенку шанс быть собой!

Способы предотвращения семейных конфликтов или как наладить положительную атмосферу в доме.

Способы предотвращения семейных конфликтов или как наладить положительную атмосферу в доме.

Психология 3-х летнего ребенка

Психология 3-х летнего ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *