Отношение людей к смерти

th (3)Что такое смерть? В глобальном смысле слова — это закономерный процесс окончания любой жизни. Естественно самого умершего уже никоим образом не волнует его смерть. Но вот отношение к смерти близкого человека, как и к своей собственной, в национальных культурах довольно различно и зависит от религиозных взглядов, уровня развития самой культуры, а также личных особенностей характера.

Интересно отметить, что в православной религии любая смерть должна приниматься со стойким смирением и, более того, ее ожидают как счастливое очищение от бренности и суеты жизни. На самом же деле русским людям свойственно скорбеть и убиваться по ушедшему человеку, что отражено как русской литературе и искусстве, так и в современном  менталитете.

В других странах, в частности восточных, напротив, к смерти относятся как к обычному явлению. Любые трагические события воспринимаются как неизбежность, а следовательно, отнюдь не следует испытывать безутешное горе и душевные страдания. А человек после смерти  переходит на новый высший уровень, где нет мучений и боли, а царит вечная гармония и блаженство. Оставшиеся же в живых обязаны дальше строить свое существование, чтобы быть достойными смерти.

К сожалению, не всем дано это понять. Классическая ситуация поведения среднестатистического современного человека — проявлять эмоции, впадать в ужас, плакать по любым поводам, а уж тем более если этот повод — смерть или просто мысли о ней. Смерть пугает и одновременно притягивает, даже завораживает. Многие видят в ней романтику страданий: «Я умру, и все будут меня жалеть и любить» или «У меня умер родной человек, пожалейте меня». Но разве такое поведение имеет отношение к умершему? Разве помогают ему слезы близких?

На самом деле человеку свойственно жалеть исключительно себя, проявлять «эффект жертвы» и спекулировать в этих целях самым сильным аргументом — смертью. Ушедшие родители любили своих детей, и после их смерти дети испытывают нехватку их заботы и любви. Они эгоистично требуют к себе их внимание и сожалеют, что так быстро потеряли родителей. Но сколько найдется сил страдать по умершему? И что будет потом?

Стоит вспомнить Сенеку, который без церемоний обрывал речи страдающей по умершему другу «жертвы»: «Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью! А самая долгая — память, связанная с приятными чувствами.» Сенека призывал помнить ушедших с улыбкой, «отрадой и сладостью». И в самом деле, неужели умерший оставляет после себя на земле только слезы? Каждый из нас хотел бы, чтобы оставленное было, если не великим, то хотя бы ценным для родных людей, тем, что поможет им жить полной жизнью и ценить свою собственную.

Так откуда же пошел этот стереотип — бояться смерти и относиться к ней с благоговейным ужасом? Ведь даже религии, как христианской, так и восточной, призывают не бояться завершения жизненного пути. Кроме того, человек рождается без какого-либо страха перед смертью. Дети не знают его, их непосредственность удивляет: «Бабушка, бабушка, а когда ты умрешь? — А что, родной? — А я тогда твою швейную машинку крутить буду!»

Получается, что страх смерти — исключительно результат воспитания. Родители учат детей горевать по умершей бабушке, и даже ругают: «Какой ты бессердечный, не плачешь!» К 5-7-ми годам дети уже понимают, что смерть — это нечто пугающее, страх становится естественным для них. Причем родители сами себе уже не могут объяснить, почему они научили этому. А все потому, что им тоже достались точно такие же родители с точно такой же моделью воспитания. Попробуем объяснить такое поведение.

С одной стороны, родители это делают с благородной целью — развить в ребенке чувство самосохранения. Дети должны понимать, что не все в жизни безопасно и себя необходимо беречь.

Но с другой стороны, главной целью такого воспитания является желание привязать к себе ребенка, внушить ему мысль, что мама или папа когда-нибудь умрут, пусть боится этого и ценит их при жизни.

Конечно, с помощью страха невозможно любое движение вперед. Не получится на этом страхе воспитать здоровое поколение, которое отдает себе отчет в своих поступках и, главное, умеет относиться с уважением к жизни и к живущим в ней.

Каждый человек может найти ценность в том, что у него есть сегодня: любовь родителей, собственное здоровье, любимое дело, счастливые дети. Не стоит сокрушаться по поводу прошедшего. Но вот наполнить каждый день достойным содержанием — это первый шаг от страха перед смертью к любви к жизни. При этом важно с любовью относиться и к прошлому как к основе, фундаменту будущего. А умершие любимые люди — это именно тот фундамент, который формирует любую личность. И, в случае уважения и доброй памяти о них, человек способен создать уважение к себе и не бояться завершить свой земной путь «ни с чем».

«Когда они были со мной, я знал, что их утрачу. Когда я их утратил, я знаю, что они были со мной”, — так говорил Сенека. Так говорит истинная мудрость.

Похожие записи

Правила медитации

Правила медитации

Спокойный сон, силой разума

Спокойный сон, силой разума

Медитация как инструмент познания

Медитация как инструмент познания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *