Развитие личности человека

thinking personОбщее развитие человека невозможно без развития его личности. Однако важно отметить тот факт, что не следует путать рост и сам процесс развития. Для простоты понимания можно сказать, что рост личности человека — это количественное накопление знаний и умений, тогда как развитие является усваиванием полученной информации и, чаще всего, применением её на практике.

Процессы роста и развития при жизнедеятельности человека чередуются. Наиболее активно это можно наблюдать в детстве, когда развитие личности, физических данных и психических функций идёт в быстром темпе. С годами этот темп замедляется, а к старости и вовсе способен принять отрицательное значение. Интересно, что развитие личности может продолжаться даже в пенсионном возрасте, несмотря на увядание физических и психических кондиций.

Проблема развития личности в психологии

В практической психологии тема развития личности является одной из центральных. Из-за путаницы в терминологии существует некоторое недопонимание между специалистами. В тематику «развитие личности» могут входить вопросы о:
● развитии как процессе;
● результатах развития;
● способах и средствах формирования личности у детей;
● развитии как авторских действий самого человека.

Изучение процесса развития заключается в отслеживании и анализе его динамики, рассмотрении различных механизмов, которые могут повлиять на развитие личности. Развитие, как процесс, может происходить во множестве сценариев:
● совместная деятельность родителей и детей;
● прохождение обучения и посещение тренировок;
● разрешение внутренних психических противоречий;
● и т. п.
На самом деле развитие личности очень многогранный и сложный процесс для исследования.

При изучении результатов развития, применяется уже вышеописанная формула «рост — это количественные изменения, а развитие — качественные». В процессе исследований, наблюдаются именно новообразования, которые стали результатом произошедших процессов.

Вопрос формирования личности в ранний период активно изучается ещё с советских времён. Знаменитая психологическая школа Выготского ставила в приоритет социально-культурное окружение ребёнка, но в вопросах достижения педагогического эффекта путём введения модели воспитания и в поисках способов влияния на ребёнка не смогла прийти к компромиссу. Изучением формирования личности также занимались А. С. Макаренко и А. Н. Леонтьева.

И, наконец, авторские действия для развития личности представляют собой наиболее интересный вопрос психологии. Человек может обеспечить собственное развитие с помощью осознанных действий. Более того, при достаточном количестве знаний люди могут активизировать процесс развития личности у других. В практической психологии именно помощь в развитие, составление необходимых программ и планов, проведение лекций и тренингов являются наиболее характерными вопросами.

Целостность развития человека

Стоит помнить, что развитие личности должно также сопровождаться развитием физических и психических данных. Можно встретить хорошо физически развитого человека, но с плохими показателями интеллекта, и наоборот.

Необходимо учитывать и наличие предпосылок для осуществления развития. Понятно, что попытка развить у младенца навыки решения сложных математических задач обречена, естественно, на провал, так как для этого у него ещё нет подходящей интеллектуальной базы.

Похожие записи

Синдром профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания

Что влияет на становление личности человека?

Что влияет на становление личности человека?

10 правил необходимые для реализации целей

10 правил необходимые для реализации целей

  1. Дмитрий - Июль 11th, 2014 at 21:58

    Отличный материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *