Развитие личности человека

thinking personОбщее развитие человека невозможно без развития его личности. Однако важно отметить тот факт, что не следует путать рост и сам процесс развития. Для простоты понимания можно сказать, что рост личности человека — это количественное накопление знаний и умений, тогда как развитие является усваиванием полученной информации и, чаще всего, применением её на практике.

Процессы роста и развития при жизнедеятельности человека чередуются. Наиболее активно это можно наблюдать в детстве, когда развитие личности, физических данных и психических функций идёт в быстром темпе. С годами этот темп замедляется, а к старости и вовсе способен принять отрицательное значение. Интересно, что развитие личности может продолжаться даже в пенсионном возрасте, несмотря на увядание физических и психических кондиций.

Проблема развития личности в психологии

В практической психологии тема развития личности является одной из центральных. Из-за путаницы в терминологии существует некоторое недопонимание между специалистами. В тематику «развитие личности» могут входить вопросы о:
● развитии как процессе;
● результатах развития;
● способах и средствах формирования личности у детей;
● развитии как авторских действий самого человека.

Изучение процесса развития заключается в отслеживании и анализе его динамики, рассмотрении различных механизмов, которые могут повлиять на развитие личности. Развитие, как процесс, может происходить во множестве сценариев:
● совместная деятельность родителей и детей;
● прохождение обучения и посещение тренировок;
● разрешение внутренних психических противоречий;
● и т. п.
На самом деле развитие личности очень многогранный и сложный процесс для исследования.

При изучении результатов развития, применяется уже вышеописанная формула «рост — это количественные изменения, а развитие — качественные». В процессе исследований, наблюдаются именно новообразования, которые стали результатом произошедших процессов.

Вопрос формирования личности в ранний период активно изучается ещё с советских времён. Знаменитая психологическая школа Выготского ставила в приоритет социально-культурное окружение ребёнка, но в вопросах достижения педагогического эффекта путём введения модели воспитания и в поисках способов влияния на ребёнка не смогла прийти к компромиссу. Изучением формирования личности также занимались А. С. Макаренко и А. Н. Леонтьева.

И, наконец, авторские действия для развития личности представляют собой наиболее интересный вопрос психологии. Человек может обеспечить собственное развитие с помощью осознанных действий. Более того, при достаточном количестве знаний люди могут активизировать процесс развития личности у других. В практической психологии именно помощь в развитие, составление необходимых программ и планов, проведение лекций и тренингов являются наиболее характерными вопросами.

Целостность развития человека

Стоит помнить, что развитие личности должно также сопровождаться развитием физических и психических данных. Можно встретить хорошо физически развитого человека, но с плохими показателями интеллекта, и наоборот.

Необходимо учитывать и наличие предпосылок для осуществления развития. Понятно, что попытка развить у младенца навыки решения сложных математических задач обречена, естественно, на провал, так как для этого у него ещё нет подходящей интеллектуальной базы.

Похожие записи

Правила медитации

Правила медитации

Спокойный сон, силой разума

Спокойный сон, силой разума

Медитация как инструмент познания

Медитация как инструмент познания

  1. Дмитрий - Июль 11th, 2014 at 21:58

    Отличный материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *